Не переходи на красный, не разговаривай с незнакомцами, не открывай дверь!..
Мы внушаем ребенку миллион запретов, и рано или поздно он понимает: мир – это джунгли, полные страшных людей, которым нельзя доверять. При этом чадо все равно доверчиво идет вслед за дядей, представившимся папиным другом, и забывает посмотреть в глазок, прежде чем открыть замок.
Факторы риска:
• взрослые незнакомцы могут обратиться к вашему ребенку с просьбой, навязать себя в попутчики, пообещать сделать подарок;
• взрослые могут представиться знакомыми или коллегами родителей, зайти за ним в школу или сад и попытаться увести;
• взрослые могут применить силу.
Как должен поступить ребенок?
1. Соблюдать основное «булгаковское» правило: никогда не разговаривать с неизвестными. Если кто-то пытается увести его силой или обманом, не стыдно закричать, захныкать и даже начать кататься по асфальту с плачем. Чем больше внимания окружающих привлечет к себе ребенок, тем выше шансы на спасение.
2. Если взрослых много и вырваться не удается, ребенок может перейти к угрозам («Всё расскажу родителям», «Запомню вас и расскажу в милиции»). Обычно преступники не ожидают от детей такой реакции, и это может спасти.
Как его научить?
1. Играйте в шпионов. Выучите с ребенком секретные языки, придумайте тайное слово, которое будете использовать, чтобы предупредить друг друга об опасности. Играйте с ребенком в прятки, учите малыша не только хорошо скрываться, но и отыскивать соперника. С детьми старше 5–6 лет играйте в «горячо-холодно», по небольшим подсказкам ему придется отыскивать спрятанный предмет. Такие игры развивают внимание, наблюдательность, учат задавать наводящие вопросы. Виртуоза таких игр сложно запутать и обмануть. Поощряйте увлечения ребенка психологией: объясняйте причины поступков людей, героев любимых сказок.
2. Не ругайте малыша-фантазера! Оказавшись в опасной ситуации, ребенок может «выдумать», что случайный прохожий на улице – его родной дядя, и под его защитой проследовать домой; или «сочинить», что живет в этом подъезде в этом доме, и забежать в него, спрятавшись от преследователя; или попросту «соврать»: «Я еще маленький, мне папа не разрешает кататься в чужих машинах!» Учите ребенка этим приемам, чтобы в критический момент они могли выручить его из беды.
Авторы: Ирина Викторовна Андрющенко и Татьяна Алексеевна Коваленко Корпорация «Российский учебник». «ДРОФА-ВЕНТАНА» |